вторник, 21 февраля 2017 г.

О РАСКОЛЕ И КАЗНИ АВВАКУМА


Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (С. Милорадович, 1885 год)



Расскажите, товарищ Гу...дяев,
как во славу Х...иста сугубо,
православные х...истиане
жгли других х...истиан в срубах?!
Как веленьем Иоакима,
конкурентов предали смерти
лишь за то, что его в письмах
сребролюбцем назвать посмели?
Ваш предшественник, очевидно,
был к коммерции расположен,
Хоть часов таких не носил он,
- золотишко любил тоже.
Византийский завёл обычай
из-за пышных его обрядов
златошитых одежд для причта
и затейливого вокала.
Ради власти,бабла и цацек,
одноверцев предал казни,
прибирая к рукам хватким
православных клиентскую базу.
Что-то это напоминает...
- проводя параллели с нами,
староверские "Пусси Райотт"
учинили погром в храме.




В Страстную пятницу, 14 апреля 1682 года, по настоянию патриарха Иоакима в Пустозерске в деревянном срубе с тремя своими единомышленниками был сожжен мятежный протопоп Аввакум. 


Церковный раскол — это одно из ключевых событий в истории России. Даже последовавшая затем Петровская реформа — устроение на месте Московского царства Российской империи — в какой-то мере может рассматриваться как последствие Раскола. Раскол не только разделил русское общество и народ, но и расчистил место для преобразований эпохи Петра Великого. Наша общая историческая судьба, к сожалению, изобилует многими бедами, но даже на их фоне Раскол выглядит одной из самых зловещих бед, ибо он стал предтечей Гражданской войны.

Как гласит древняя мудрость, даже боги не могут отменить случившееся. Так и потомки не в состоянии отменить произошедший в XVII веке Раскол. Вождем антигосударственного и антицерковного движения был протопоп Аввакум Петров. Мученик, открывающий мартиролог всех погибших русских писателей. Кроме своего основного призвания, борьбы с никонианством, Аввакум представляет собой незаурядного писателя. Собственно говоря, пламенное слово протопопа и было его главным оружием в борьбе с сильными мира сего.

Одним из главных отличий Аввакума от лидеров западноевропейской Реформации, таких как Лютер, Кальвин и другие, было отсутствие у русских староверов печатного станка. Лютер, пользовавшийся поддержкой некоторых немецких князей, мог позволить себе печатать направленные против папской власти филиппики. Печатное слово не в последнюю очередь сыграло свою роль в распространении идей протестантизма. Боярыня Морозова, в качестве сподвижницы Аввакума, поплатилась за это своей жизнью. На удивление, ни дальняя ссылка, ни стены, ни стража, ни отсутствие типографий не смогли воспрепятствовать проникновению идей мятежного протопопа в русское общество. Оригиналы на бересте, написанные рукой Аввакума, затем многократно переписывались и распространялись. Для тех, кто любит осовремененные сравнения, это был старообрядческий Самиздат.

Поскольку историками документы о казни протопопа Аввакума до сих пор не обнаружены, спекуляции на эту тему продолжаются. Отсутствие документов об исполнении казни — следственного дела, приговора, донесений исполнителей — позволяют считать тему открытой для дискуссий. В частности, вопрос о конкретном обвинении, по которому был казнен Аввакум. Большая часть историков склонна полагать, что причиной казни Аввакума явились, прежде всего, его религиозные воззрения. Вынесению окончательного решения о судьбе томившегося в земляном срубе заполярной ссылки Аввакума со товарищи способствовало событие, произошедшее в Москве в праздник Богоявления Господня в 1681 году. Ежегодно 6 января с участием царя и высшего духовенства совершался крестный ход из Кремля на Москву-реку. На кремлевском холме собиралось до нескольких сот тысяч "чаяющих движения воды", которые съезжались со всех концов государства. Во время богоявленских торжеств и Крещенского водосвятия в присутствии царя Федора Алексеевича противники никоновских реформ устроили разгром в главных храмах Российского государства — Успенском и Архангельском соборах.

"Церковные ризы и гробы царские" раскольники марали дегтем и "сальные свечи ставили". Деготь — свидетельство позора, им мазали ворота дома, где незамужняя девка приносила в подоле ребеночка, а сальные свечи считались нечистыми и в церковном обиходе не использовались. Писатель Кирилл Кожурин, написавший биографию Аввакума со старообрядческих позиций, пишет: "В то же самое время старообрядец Герасим Шапочник поднялся на колокольню Ивана Великого и "метал" оттуда в толпу свитки с политическими карикатурами и "хульными надписями", обличающими царя, светских и духовных властей во главе с патриархом Иоакимом". Под карикатурами на вселенских патриархов были начертаны: "окаянный", "льстец", "баболюб", "сребролюбец", "продал Христа".

После церковного Собора, состоявшегося в ноябре 1682 года, в Пустозерск направили капитана стрелецкого стремянного полка И.С. Лешукова. Он учинил спешный сыск из-за распространения Аввакумом писаний, направленных против царя и новообрядческих иерархов. Итак, 330 лет тому назад были сожжены протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний. Встречающаяся в исторической литературе формулировка "за великие на царский дом хулы" заимствована не из официального текста приговора, а из записок графа А. А. Матвеева, написанных после 1716 года.

"Непонятно, за что вместе с Аввакумом сожгли других старообрядцев, если причиной казни стали светские преступления одного Аввакума. Наконец, невероятно известие, что старообрядцы мазали дегтем царские гробы. За никонианские реформы был ответственен только один покойный царь Алексей Михайлович. Все предыдущие цари почитались старообрядцами как благочестивые монархи и только в качестве таковых упоминались в старообрядческих сочинениях", — отмечает историк Е.О. Шацкий.

В документах, относящихся к 1681 году, масштаб противоправных действий, совершенных тогда в Москве значительно меньше, чем это описано в Синодальном объявлении. Оно было составлено 40 лет спустя, его авторы словно стремились лишить протопопа ореола мученичества за веру. Более того, из документов никак не следует какое отношение к карикатурам и к беспорядкам имел ссыльный Аввакум. Наиболее правдоподобной выглядит гипотеза о казни Аввакума за распространение им и его единомышленниками идей старообрядчества.

http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/14-04-2012/1118518-avvakum_life-0/


В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Патриарху указывали на самочинность таких действий, и тогда в 1654 году он устраивает собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». Однако равнение шло не на старые образцы, а на современную греческую практику. В 1656 году патриарх Никон в Москве созвал собор, на котором все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Отца, Сына и Святого Духа и прокляты. В неделю православия (в первое воскресение Великого поста) 1656 года в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами во время богослужения.

Резкость и процедурная некорректность (так, патриарх Никон однажды публично избил, сорвал мантию, а затем без соборного решения единолично лишил кафедры и сослал противника богослужебной реформы епископа Павла Коломенского) проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, которое питало также личную неприязнь к отличавшемуся нетерпимостью и амбициозностью патриарху. После ссылки и гибели Павла Коломенского движение за «старую веру» (старообрядчество) возглавили несколько клириков: протопопы Аввакум, Лонгин Муромский и Даниил Костромской, поп Лазарь Романовский, дьякон Фёдор, инок Епифаний, поп Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят и др.

Большой Московский собор 1667 года, осудив и низложив Никона за самовольное оставление кафедры в 1658 и подтвердив решение Московского собора 1656 года о том, что все крестящиеся двумя перстами — еретики, запретил русские обряды XVII века (старые обряды) и утвердил только одни греческие обряды XVII века (новые обряды) и анафематствовал всех противников реформ. В дальнейшем в силу государственной поддержки церковной реформы имя Русской церкви было закреплено исключительно за принявшими решения Соборов 1666 и 1667, а приверженцев богослужебных традиций (староверов) стали называть раскольниками и преследовать.



  • 1672 год — при штурме Палеостровского монастыря погибло от 2000 до 3000 старообрядцев. Согласно старообрядческой точке зрения (изложенной в начале XVIII века), старообрядцы заперлись в церкви, а затем сгорели, из-за пожара при обстреле церкви новообрядцами. Согласно новообрядческой точке зрения (изложенной в середине XIX века) при осаде монастыря правительственными войсками старообрядцы сами устроили самосожжение.

  • Конец 1674 года — боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. По распоряжению царя Алексея Михайловича Морозова с сестрой высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе.

  • 11 (21) сентября 1675 года — Евдокия Урусова скончалась от истощения.

  • 2 (12) ноября 1675 года — Феодосия Морозова также была уморена голодом в земляной тюрьме, 14 слуг Феодосии Морозовой и Евдокии Урусовой были сожжены живыми в срубе.

  • 22 января (1 февраля1676 года — Соловецкий монастырь взят приступом, во время которого было убито и казнено около 400 старообрядцев.

  • В 1685 году был издан указ — «Двенадцать статей» царевны Софьи о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Тайных сторонников старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь». Явных противников реформы велено пытать, а затем казнить. До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было.

  • В 1734 году старообрядцы на Ветке приняли через миропомазание епископа Епифания, который в течение года поставил 14 священников; затем поселение старообрядцев было окружено царскими войсками; все постройки: дома, кельи и церкви были сожжены; было захвачено около 300 иноков и более 800 инокинь, их разослали по многочисленным монастырям новообрядческой церкви под строгий надзор: здесь их насильно водили в храмы за церковные службы, увещевали принять «православие», содержали скованными в цепях, посылали на непосильные работы. Всех же жителей Ветки было захвачено сорок тысяч человек — мужчин, женщин и детей. Их сослали в Забайкальский край, в Восточную Сибирь, за семь тысяч километров от Ветки. Епифаний был заключен в Киеве в Печерскую крепость, где вскоре и скончался.

  • В 1734 году старообрядцы на Ветке приняли через миропомазание епископа Епифания, который в течение года поставил 14 священников; затем поселение старообрядцев было окружено царскими войсками; все постройки: дома, кельи и церкви были сожжены; было захвачено около 300 иноков и более 800 инокинь, их разослали по многочисленным монастырям новообрядческой церкви под строгий надзор: здесь их насильно водили в храмы за церковные службы, увещевали принять «православие», содержали скованными в цепях, посылали на непосильные работы. Всех же жителей Ветки было захвачено сорок тысяч человек — мужчин, женщин и детей. Их сослали в Забайкальский край, в Восточную Сибирь, за семь тысяч километров от Ветки. Епифаний был заключен в Киеве в Печерскую крепость, где вскоре и скончался.

Комментариев нет:

Отправить комментарий